Известный фотограф Нью-Йорка: с чего все начиналось

Участник рейтинга «30 моложе 30» Forbes Kazakhstan Роман Варламов:
«Когда я начинал работать фотографом, у меня не было никаких связей. Только тяга к фотографии и искусству»
На данный момент Роман является одним из известнейшим казахстанским фотографом в мировой фэшн-индустрии, проживает в Нью-Йорке.



Фотографией он начал заниматься в 12 лет. Его сестра училась в Омске на дизайнера интерьера и часто на выходных приезжала в Петропавловск. На тот момент, она возила с собой мыльницу (цифровой фотоаппарат), который был очень интересен для Романа, но доступа он к нему не имел. Она запрещала прикасаться к камере, так как он был еще ребенком. Роману приходилось украдкой, ночью, подходить к ее сумке и брать фотоаппарат и снимать натюрморт из разных красок: «Думаю, чувство композиции у меня развилось благодаря танцам, которыми я занимался целых 14 лет, с раннего детства. Я и сейчас хорошо чувствую, как расставить моделей во время съемок, понимаю пластику».
В тот момент, именно в ту самую ночь ему пришло озарение, что это действительно то дело, которое ему по душе.

В 2013 году Роман готовился к отъезду в Питер, родители его во всем поддерживали. Роман был лучшим в школе по русскому языку и литературе, он регулярно участвовал в различных олимпиадах по этим предметам. В то время проходил конкурс на обучение в алматинском Международном университете информационных технологий (МУИТ) на факультет электронной журналистики, куда он собирался отправить свое сочинение. Пройдя во второй тур, он получает полный грант на обучение в университете.
«Учеба выходила очень дорого для нашей семьи, больше миллиона тенге в год. Я был горд своим достижением, но больше радовался материальному подарку. Кажется, это был «айпад», – смеется Роман. Он был уверен, что поедет учиться в Питер.



Все экзамены в СПбГИК, Роман прошел успешно, получив высшие баллы по русскому и литературе. Он готовился к съемке натюрморта и пошел на собеседование, на котором показал комиссии свои работы. Родители волновались, но он их успокоил словами, что все пройдет замечательно. Позднее, вечером того же дня он узнает, что его оценка по фотографии получила 20 баллов из 200 возможных. Комиссия объяснила Роману, что ошибки у него не нашли, он просто не поступил. Позже выяснилось, что бюджетных мест было действительно мало и они распределялись между теми, кто проходил платные курсы от университета. Роман собирает вещи и возвращается в Алмату, на учебу в МУИТЕ.
После первой лекции по социологии в МУИТе он в слезах позвонил матери в Петропавловск. Занятия проходили на английском, который Роман понимал очень приблизительно. Мама ответила: «Ты умный, разберешься» – и положила трубку. К концу первого семестра Роман не только сдал все предметы на отлично, но и серьезно подтянул свой английский. Университет он окончил с отличием в 2018-м.

“В школе если стоял выбор - идти куда-то в клуб или на какую-то тусовку, я выбирал работу в Фотошопе. Я благодарен родителям за то, что они дали мне возможность делать то, что я хочу. Потому что у моей мамы тоже была такая история. Она тоже любит творчество, но ее родители сказали, что нет, тебе нужно быть педагогом, нужно заниматься физикой и математикой. Она по этой стезе и пошла, но это не то, чем она бы хотела заниматься в жизни” - рассказывает он.



В Петропавловске проходил конкурс “Фотополигон”, в котором принимали участие профессиональные фотографы. На тот момент Роману было 15 лет и он тоже решил принять участие в конкурсе. К нему пришла идея снять модель, которая будет красить деревья и листья деревьев красками. Ему захотелось сделать для нее венок, денег особо не было. Поэтому, когда он в очередной раз пришел к своему репетитору по русскому языку домой, он увидел в ее дворе садовые цветы и решил их сорвать и сделать из них венок. В итоге он сделал огромный венок из всех сорванных им цветов.
В конкурсе победителем в группе А стал Дамир Жукенов, на сегодняшний день известный фотограф в Москве, снимающий всех звезд. В группе В победил Роман, будучи маленьким мальчиком. После того, как он побеждает в конкурсе, он решает подать свою заявку в издательство и записывается на собеседование к главному издателю. От друзей он не получал поддержки, его считали безумцем.

Роман поражает своей простотой и искренностью:
“Я просто позвонил и сказал: можно записаться на собеседование? В тот момент Ольга Трефилова была главным издателем всего дома. Они говорят: да, можно записаться. И я прихожу, и она мне: Привет! Зачем пришел? А я с папкой, показываю свои работы. У меня на тот момент была уже работа, опубликована в Vogue Italy. Я ей показываю эту работу: вот смотрите, это мое! Мне всегда, кстати, приходится, даже сейчас, показывать свои работы, чтобы окружающие воспринимали меня серьезно. Я показал свое портфолио, и она говорит: а что ты хочешь? У нас фотограф уже есть. Я говорю: дайте, пожалуйста, одну публикацию, неважно какую. Она выходит из кабинета, потом заходит и говорит: Ок, мы даем тебе в Esquire одну страницу. Для меня Esquire - это было вау! Они меня не взяли сразу: все, ты будешь фотографом. Просто я бесплатно приходил, сдавал, потому что мне это было интересно. Они видели, что я прихожу вовремя, делаю все в срок и они мне предлагают позицию. То есть, они предлагают Harper’s Bazaar, Cosmopolitan, Esquire, Домашний очаг, Men’s Health и Good Housekeeping - 6 журналов. Для которых я должен снимать каждый месяц. Я был на тот момент на седьмом небе от счастья”






Большинство людей думали, что Роман - парень со связями, задавались вопросами как можно человеку 18 лет работать на такие журналы. Роман отвечал им, что это действительно возможно, если вы этого хотите. Он верит в то, что ты не можешь все предугадать и если вдохновляться своей профессией, то судьба сама будет толкать и предлагать возможности.
Роман довольно быстро освоился в роли главного фотографа и даже снял первую казахстанскую обложку Robb Report в честь открытия библиотеки в отеле The St. Regis Astana. Первый год работы в Partners Media Group прошел в восторженном настроении, второй – в приподнятом. На третий он почувствовал, что нужно двигаться дальше. «Когда работаешь штатным фотографом, быстро понимаешь, что мероприятия и темы повторяются, – поясняет собеседник. – Мне все очень нравилось, но хотелось чего-то нового».
В 2017 году коллега Романа по издательскому дому создает собственную компанию, куда он приглашает его стать фотографом для крупных клиентов из ювелирной и фэшн-индустрии. С такими, как Saks Fifth Avenue и VILED Group, представлявший Tiffany & Co, Chopard, Cartier, Van Cleef & Arpels и другие дома. Благодаря этой работе у него появился опыт сотрудничества с крупными игроками.




Роман начинает получать хорошую зарплату, его стали узнавать. Каждый месяц у него был большой объем работы. Все шло хорошо, но именно это его тревожило. Ему не хотелось становится “засаленным” фотографом, который будет снимать одно и то же, получать за это хорошие деньги и устраивать свою дальнейшую жизнь и на этом успокоиться. Ему всегда хотелось чего-то большего. Он чувствовал, что ему становится уже не интересно и поэтому он решает двигаться дальше.

Он переезжает в Нью-Йорк: “Я хотел получить такой пинок под зад. И я его получил. Очень большой пинок под зад. Приезжая сюда, ты попадаешь в другую атмосферу. Тебе нужно понять, как работает даже метро. Речь уже не о всей фэшн-индустрии, а как здесь система работает, как люди работают, какой у них менталитет. Когда я приехал сюда, первые две недели я вообще не мог понять никого, хотя я уже закончил Университет и была хорошая база английского. Но все равно ты приезжаешь и у тебя сразу стресс!”




Роман хорошо знал английский, поэтому его выбором стал - Нью-Йорк. «Хотелось быть в центре событий, – скупо отвечает он на вопрос о причинах переезда. – А когда вы думаете о моде и творчестве, то первое, что приходит в голову, это Нью-Йорк».
Опыт работы в Алматы был ему на руку, так как Америка предложила ему свои возможности. В ноябре 2020 года он становится самым молодым фотографом в истории Harper’s Bazaar, снявшим главную обложку журнала с Дафной Греневельд. В мае 2021 года он работает с Мэй Маск - известная модель, а также, мама знаменитого миллиардера-визионера Илона Маска.

«Мне везет с людьми. Многие знакомства, завязавшиеся случайно, оказались очень полезными. В первую неделю после приезда я познакомился c человеком, который находит моделей для ведущего модельного агентства Wilhelmina. На второй неделе, пока я кушал круассан в кафе, за мой столик подсела женщина, работающая в Vogue» - делится Роман.

Америка дарит новые незабываемые впечатления:
«Представляешь, вчера я гулял с собакой, и ко мне подошла Мадонна с охранником, чтобы ее погладить! Я даже не сразу понял, что это она. Потом зашел к ней в Instagram – и точно, она!»

Практическим таким же спонтанным образом произошло и знакомство с Мэй Маск. Приятельница-визажист, личный стилист Мэй, поработав с Романом порекомендовала Мэй Маск посотрудничать с ним. Она сразу же согласилась.
Роман связался с редакцией Elle Kazakhstan, на следующий день он получил одобрение на съемку обложки с Мэй для майского номера.
«Она подписала и подарила мне экземпляр своей книги и записала со мной эфир для Instagram», – с воодушевлением рассказывает Роман.
Как-то раз Роман услышал, на одном из мероприятий как коллеги расхваливали снятую им майскую обложку для Elle Kazakhstan. Фотограф считает, что это лучшая реклама не только для него самого, но и для всего Казахстана в целом.



“Пандемия позволила понять, в чем ценность жизни. Хоть какое-то утешение, учитывая, что на протяжении локдауна в Нью-Йорке все его проекты были заморожены. Помогли опять-таки навыки, полученные в Алматы.
Подрабатывал ретушером. В Америке не принято быть многостаночником. Нужно иметь определенный и довольно узкий профиль работы. В съемках участвуют десятки человек, у каждого из которых свой участок работы”, – говорит он.

Рынок США требует полной отдачи. Больше половины заработанного Роман вкладывает в дальнейшее развитие своих проектов. Работа фотографа в Нью-Йорке сопряжена с большими расходами: одна фотосъемка в среднем обходится в $7 тыс. При этом мало кто из фотографов владеет собственным оборудованием – гораздо легче взять то, что нужно, напрокат. Так поступает и Роман. «Нью-Йорк мне подарил возможность узнать, как создается огромная фэшн-индустрия, – говорит он. – Но я никогда не думал о том, что мой приезд сюда – это навсегда. С удовольствием работал в Казахстане. Собственно, в каком-то смысле я продолжаю находиться на родине, ведь самые известные съемки здесь, в США, я делал для казахстанских изданий».